Программирование – одно из самых удивительных занятий нашего времени. Повелителей компьютеров называют программистами. Они знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют соединять их в  компьютерные программы.  Почему Скрэтч?  

Секрет в том, что в Скретче нет слов, которые нужно знать наизусть и уметь писать без ошибок. Программы в Скретче не пишут, а собирают с помощью мышки из готовых блоков-команд, похожих на блоки конструктора Лего. В любой момент в программу можно вносить любые изменения. При этом вы сразу увидите, как они отражаются на ее работе.

Применение у младших школьников «взрослых» языков программирования не является целесообразным, поскольку у детей такого возраста еще слабые навыки абстрактного мышления, необходимые для полноценного программирования, т.е. необходимо использовать языки и среды программирования, специально разработанные для обучения младших школьников, с учетом психофизиологического и интеллектуального развития детей – учебные языки программирования, большинство из которых являются начальным или промежуточным звеном перед работой в средах программирования профессионального уровня.

Так, возможности Скрэтч направлены на изучение объектно-ориентированного и событийного программирования. Он помогает познакомиться с технологиями параллельного программирования, моделированием объектов, процессов и явлений, организацией проектной деятельности – как единоличной, так и групповой. Скрэтч помогает в организации научно-познавательной деятельности. Способности Скрэтч определяются как проявление его возможностей в отношении развития личностных качеств учеников.

Итак, Скрэтч – визуальная объектно-ориентированная среда программирования для обучения школьников младших и средних классов.
Скрэтч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Этот язык специально разрабатывался для детей небольшой командой программистов в Масачусетском технологическом институте.  

Программы на Скрэтч состоят из блоков. Для программирования сценариев в Скрэтче используется drag-and-drop-подход: блоки из палитры блоков перетаскиваются в область скриптов. По функциональному назначению блоки делятся на 8 групп, принадлежность блока к той или иной группе обозначается его цветом. Архитектура Скретч-программ в виде набора спрайтов, обменивающихся друг с другом событиями.Наличие визуального исполнителя позволяет сразу видеть результат выполнения программы, что очень важно при обучении программированию младших школьников.
Данная программа-оболочка обладает особенностью, которая позволяет начать «программировать» легко и непринужденно. Предполагается, что после того, как дети нарисуются и понажимают кнопки, они плавно перейдут к вопросу: «а как это все устроено, и как оно все работает?»
В результате они узнают, что описанием всех программ, их проектом, является алгоритм.

Язык Scratch помогает преодолеть трудности, возникающие у младших школьников при установлении причинно-следственных связей.  Так, ребёнок без особых проблем устанавливает причину отсутствия определенного действия у спрайта – не написана определенная программа, или не дана нужная команда. Простота освоения сочетается в Scratch с огромным потенциалом. На языке Scratch можно решать стандартные задачи по программированию. Например, легко и наглядно можно составить программу по «пузырьковой» сортировке элементов случайного массива.

Раз уж компьютерные игры двигают прогресс в компьютерной технике и так увлекают всех детей, да и взрослых, так давайте сделаем их основой мотивации изучения алгоритмики и программирования. Среда Scratch для этого предоставляет прекрасные возможности.